Среди коллекций Щёлковского историко-краеведческого музея важнейшее место занимает «Этнография». Посмотрев на экспонаты этой коллекции каждый посетитель может составит представление о быте русской деревни и основных традиционных промыслах крестьян. Известно, что наш край издавна славился производством ткани, поэтому большая часть экспонатов этнографической коллекции – это орудия труда, необходимые в ткаческом ремесле.
Производство тканей – сложный многоступенчатый процесс, причём много зависит от того, что является сырьём для производства – лён, шёлк или шерсть. Сейчас мы подробно рассмотрим процесс производства льняной ткани.
Лён обыкнове́нный, или Лён посевно́й (лат. Línum usitatíssimum) — травянистое растение, которое выращивают в умеренной зоне Европы, Азии и Северной Америки, а также в Северной Африке. Чаще всего он выглядит как небольшие кустики высотой не более полуметра. В диком виде лён обыкновенный не встречается. Считают, что большинство культурных форм льна происходят от льна узколистного (Linum angustifolium L.), встречающегося в диком виде в некоторых европейских странах.
Лён обыкновенный Фотографии из открытых источников
На территории России лен известен с глубокой древности. Одно из первых письменных упоминаний о посевах льна относится к XIII в.
В самом начале работы требовалось вспахать землю, то есть обработать верхний слой грунта, чтобы он принес максимальный урожай. Вспашка полей позволяла лучше разрыхлить землю, сделать ее более темной для более быстрого процесса прогревания, насытить почву кислородом, улучшить структуру земли (она приобретает рассыпчатую консистенцию, выравнивается), уничтожить семена и корни сорняков.
Затем нужно было засеять семена льна. Посев проводили со второй половины мая до начала июня, когда земля прогрета и увлажнена весенними дождями. В начале сентября начинали собирать урожай. Процесс назывался "теребление». Теребить, это значит рукой захватывать стебельки льна у самой земли и вырывать с корнем, серп в тереблении не использовался. Потом вязались небольшие снопы диаметром 20-30 см и расставлялись для просушки.
Прежде чем готовить лен к дальнейшей обработке, нужно было вымолотить из него семена, из которых выжимали льняное масло. После обмолота лен аккуратно расстилали его по всему полю. Желательно чтобы это поле было слегка болотистым, влажным, иногда укладывали лён в озёра или речки с небыстрым течением. Так лен отдыхал на поле еще около месяца.
Потом лен собирали и опять на сушку. Сушили лен в бане, потом на полатях, иногда на русской печи. Цветок льна Поле засеяное льном Снопы льна Льняные колосья в засушенном виде После вымачивания и просушивания льна его мяли разного рода мялками. Мялица — изготавливалась из комлевой части бревна с корневищем. Раздвоенный корень образовывал ножки, приподнимающие передний рабочий конец мялки. Другой конец лежал на полу. Из бревна вдоль его длины вырезалось трехгранное било. Нижний конец била скреплялся с бревном. Таким образом, било становилось подвижным рычагом, разламывающим жесткую оболочку льняного стебля. Для удаления сора в дне желоба часто прорезали отверстие. Очищенное волокно льна, приготовленное для прядения, называлось куделью.
Мялица Мялица. Фрагмент
Далее переходили к прядению. Прядение — непосредственное изготовление нити (пряжи) путем скручивания волокон. Ручная деревянная прялка– это был наиболее распространенный, а главное, доступный прибор для изготовления нитей. Прялку можно было условно поделить на две части: вертикальную, к которой крепится кудель, и горизонтальную, на которой сидела пряха. Вертикальная часть состояла из лопаски и шейки (ножки). Горизонтальная часть, где сидела пряха называлась донце. С кудели она левой рукой тянула нить, которую наматывала на веретено правой. По конструкции выделяли два вида прялок: составная (собиралась из горизонтальной и вертикальной деталей) и цельная (изготавливали из корня и ствола дерева). Ручное прядение очень долгий и кропотливый процесс: опытная мастерица с утра до ночи могла напрясть всего 300 м пряжи.
Самопрялка. Прялки – донца
Прялка с гребнем Прялка-донце. Фрагмент.
Фрагменты прялок
Самопрялка Самопрялка с вертикальным расположением колеса
Пряжу с веретён перематывали на мотовило, считая и перевязывая нити. 60 нитей называли пасмо. Для хорошего холста из 9 веретен наматывали 1 мот (девятерник). Это была основа будущего холста. Пряжу мотали не только для счета, но и для дальнейшей обработки. Моты тщательно мыли, вымораживали. Постепенно пряжа из темно-серой становилась всё светлее. Готовые для тканья моты были светло-серебристые.
Мотовило
"Три девицы", Рыкунова Н.В., х/м, 1998 "Липецкие костюмы", Багров В.Ю., х/м, 2001-2002
Наконец, наступал момент, который завершал долгую цепочку от льняного стебелька до льняного полотна. Это работа за ткацким станом.
Ткачество было одним из основных крестьянских ремесел. Крестьяне обеспечивали себя и свои семьи одеждой исключительно собственного производства. Ткачество — процесс образования ткани из нитей и пряжи. При ткачестве нити основы (продольные) и утка (поперечные) переплетаются между собой в определенном порядке. Процесс ткачества включает подготовительные операции и собственно ткачество, выполняемое на ткацком станке. Нити изготовленные на прялках заправлялись в ткацкий станок и производилось тканое полотно.
Ткацкий стан
Важнейшим рабочим органом ткацкого станка является челнок. Он прокладывает уточную нить между нитями основы при выработке ткани. Представляет собой тело обтекаемой формы с полостью для размещения шпули с уточной нитью. Он представляет из себя вытянутый деревянный предмет, напоминающий модель небольшой лодки. Эти ассоциации и название предмета не случайны: челнок – это уменьшительная форма слова челн, а челн - это выдолбленная из дерева лодка. Например, в словаре Ушакова так и говорится, что челнок - это колодка с заостренными концами, в виде челна.
Челнок
Изображение челнока в наших краях очень популярно! Ведь именно челнок, а точнее сразу три челнока изображены на гербе города Щёлково. Вместе с серебряной лентой они составляют стилизованную букву «Щ». Изображение челнока можно увидеть и на гербе городского округа – в центре композиции находится челнок, который одновременно символизирует и устремлённую в высь ракету.
Качество домашней выработки холста зависело от разновидности и назначения одежды, для шитья которой он изготавливался.