14 августа 1937 года сотрудники Щелковского Р/О УНКВД МО начали дело по обвинению Крылова Василия Сергеевича, служителя религиозного культа, проживающего селе Рязанцы городского поселения Фряново Щёлковского района Московской области, в преступлении, предусмотренном ст. 58 п.10 ч. 1 УК РСФСР. Уже через месяц, 23 сентября, дело было окончено, и священник церкви Троицы Живоначальной с. Рязанцы Василий Крылов, находящийся к этому времени под стражей в Бутырской тюрьме НКВД[2].
Это событие, о котором сейчас так мало известно, стало одним из оснований для того, чтобы 7 мая 2003 г. священник Василий, так и не вернувшийся из ИТЛ, где он скончался в 1942 г., постановлением Священного Синода Русской Православной Церкви был канонизирован вликесвященномучеников и включен в Собор новомучеников и исповедников Российских, став одним из пяти прославленных новомучеников Щелковского района.
Известный церковный агиограф игумен Дамаскин (Орловский) в своем многотомнике «Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века» (1992—2002), сообщал:
«Священномученик Василий родился в 1906 году в селе Подлипичье Дмитровского уезда Московской губернии в семье псаломщика Сергея Крылова. Василий окончил сельскую школу, и в 1917 году родители отдали его в Дмитровское духовное училище. Здесь он проучился всего лишь год, так как в 1918 году училище было закрыто пришедшими к власти безбожниками. Поскольку Василий был сыном псаломщика, то ни в какие другие учебные заведения его не приняли. В это время стал тяжело болеть его отец, и Василий некоторое время прислуживал в храме, помогая отцу. В 1923 году отец скончался, и викарий Московской епархии епископ Бронницкий Иоанн (Васильевский) направил Василия псаломщиком в храм Казанской иконы Божией Матери в село Марково Бронницкого уезда.
22 октября 1926 года епископ Орехово-Зуевский Никита (Делекторский) рукоположил Василия Сергеевича во диакона к Спасской церкви в селе Ведерницы Дмитровского района, и вскоре он был переведен в Богоявленскую церковь, что в Елохове, в Москве. В 1929 году диакон Василий был определен в Вознесенскую церковь в селе Раменье Дмитровского района.
19 февраля 1931 года архиепископ Звенигородский, викарий Московской епархии Филипп (Гумилевский) рукоположил диакона Василия во священника ко храму Рождества Христова в селе Рождествено на Истре Солнечногорского района. 4 июня 1931 года отец Василий, как лишенный избирательных прав за его служение в церкви и как человек по возрасту годный для тяжелых общественных работ, был взят на трудовой фронт в тыловое ополчение, откуда он вернулся только 29 июня 1934 года и был направлен священноначалием служить в Троицкий храм в селе Рязанцы Щелковского района Московской области. Ему исполнилось тогда двадцать восемь лет, он служил со всей ревностью молодого пастыря, для которого ничего не казалось невозможным, он активно занялся обращением к вере молодежи, частью уже воспитанной государством в безбожии»[4]
Стоит заметить, что среди свидетелей обвинения в этом деле активно выступали товарищи, занимающие ряд руководящих постов на рассматриваемой территории Щелковского района,- председатель колхоза, председатель сельсовета, заведующая школой.
История с запретом сельсовета иерею Василю ходить с иконами по домам колхозников с. Рязанцы в рождественские праздники подтверждается показаниями других свидетелей и, видимо, является центральной в развитии этого уголовного преследования[6].
Стоит пояснить, что с 1918 г. по 1936 г. о. Василий (Крылов), как священник, был лишен избирательных прав, которые были восстановлены ВЦИКом 19 марта 1936 г.[8].
Речь, видимо, идет о видном большевике Льве Борисович Каменеве, расстрелянном 25 августа 1936 года по делу так называемого «Троцкистско-зиновьевского объединённого центра». В монографии Н.А. Кривовой «Власть и Церковь в 1922-1925 гг. Политбюро и ГПУ в борьбе за церковные ценности и политическое подчинение духовенства» о Каменеве есть такие слова: «задававшие тон во всей церковной, точнее антицерковной, политике партии бескомпромиссные и беспощадные В.И. Ленин и Л.Д. Троцкий оттеснялись и уступали позиции, с одной стороны, И.В. Сталину, с другой стороны, М.И. Калинину, А.И. Рыкову и Л.Б. Каменеву, считавших эту политику слишком экстремистской». А в монографии И.А. Курляндского «Сталин, власть, религия» сообщается, что Л.Б. Каменев в 1922 году выступал в Политбюро против расстрела священников по Шуйскому процессу[10]
Другие высказывания отца Василия, сообщенные свидетелями и имеющие в глазах сотрудников Щелковского Р/О УНКВД МО контрреволюционную направленность, выглядят так:
«Крылов В.С. сравнивая похороны в настоящее время и в прошлом, говорил: «Вот раньше хоронили с попами, а теперь нет, кто как хочет. А вот как советская власть не борется с религией. Как не издает законы, но все таки без нас не обходятся».[12]
«29-го апреля 1937 г. в дер. Рязанцы проводилась подготовка к празднованию 1-го мая, когда часть колхозников была занята украшением, подошедший к ним КРЫЛОВ заявил: «…Делать вам нечего, что вы готовитесь к 1 мая. Вот мы действительно труженики божие, мы готовимся к своему празднику…».12
«В сентябре месс. 1936 г. в период копки картофеля КРЫЛОВ агитировал среди колхозников за выход из колхоза: «…Эх, женщины, да что вы для людей трудитесь, ведь все равно вам ничего не достанется. Все у вас государство отберет. Вы лучше бросайте работу в колхозе и идите работать на фабрику, этим самым скорее улучшите жизнь православных…».12
Учитывая то, что показания свидетелей обвинения далеко не всегда могут быть достоверными, только Бог знает, говорил ли священник Троицы Живоначальной дер. Рязанцы Василий Крылов все эти слова или нет. Мы же можем реконструировать несколько вариантов событий 1936-37 гг.
1. Отец Василий Крылов в январе 1937 года всего лишь хотел пройти с иконами по домам колхозников и обратился за разрешением в органы власти. Местных руководителей советских органов и учреждений 30-ых гг. прошлого века это не устроило и они оклеветали безвинно пострадавшего о. Василия ради каких-то своих личных, карьерных или сугубо антирелигиозных интересов и добились его ареста.
2. В той или иной мере о. Василий, служа, согласно показаниям свидетелей
[2] Выписка из протокола заседания судебной тройки при Управлении НКВД СССР по МО от 13 октября 1937 г. // ГАРФ. Ф. 10035. Д. 16071. Л. 45
[4] Протокол допроса свидетеля С.В. от 16 августа 1937 г. // ГАРФ. Ф. 10035. Д. 16071.Л.20.
[6] Обвинительное заключение по следственному делу № 15542 по обвинению КРЫЛОВА Василия Сергеевича // ГАРФ. Ф. 10035. Д. 16071.Л.36.
[8] Протокол допроса свидетеля Б.О. // ГАРФ. Ф. 10035. Д. 16071. Л.13об.
[10] Протокол допроса свидетеля С.И. от 16 августа // ГАРФ. Ф. 10035.16071.Л.27.
[12] Обвинительное заключение по следственному делу № 15542 по обвинению КРЫЛОВА Василия Сергеевича // ГАРФ. Ф. 10035. Д. 16071. Л.37.
[13] Протокол допроса свидетеля С.В. от 16 августа 1937 г. // ГАРФ. Ф. 10035. Д. 16071.Л.20.