Гурий Захаров. Графика. Татьяна Соколова. Скульптура.

24/08/2021 - 19/09/2021
Имя Татьяны Соколовой связывают с именем Гурия Захарова не только потому, что они были супругами, но и потому, что они вместе работали и выставлялись. Их разные виды творчества, по мнению искусствоведов, объединяла ироничность искусства, любовь к натуре, к объекту их творческого замысла.
Гурий Захаров. Графика. Татьяна Соколова. Скульптура.

Гурий Филиппович Захаров (1926-1994). График, заслуженный художник РСФСР (1968), действительный член Академии художеств СССР (1991). Учился в Московском высшем художественно-промышленном училище (Строгановском, 1946-1954) у Е.С. Тейса. Работал преимущественно в гравюрных техниках – чёрно-белая, реже цветная линогравюра, офорт, иногда резцовая гравюра на металле.  Художник на всех этапах своего творческого пути обращался преимущественно к пейзажу -  городскому и сельскому, натюрморту, интерьеру. Границы этих жанров могли быть и чёткими, и размытыми, подвижными. Натюрморт порой становятся частью пейзажа, интерьер сливается с миром, видным за его окнами, или, наоборот, демонстративно противостоит ему.

Работы художника ранней поры творчества полностью соответствуют тому, что с легкой руки московского искусствоведа Александра Каменского было названо «суровым стилем».

Во всех своих работах Гурий Захаров добивался максимальной выразительности, которую мог предоставить тот или иной материал. При этом техника сама по себе никогда не становилась для него чем-то самодовлеющим. Графическая энергия и крупная обобщённая форма были и остаются доныне отличительными признаками его стиля, его мощной неповторимой индивидуальности.

Основные произведения: «Завтрак. Семья» (1961), «Пейзаж с охотником» (1963), «На озере Мальском» (1964), «Изба в Тордоксе» (1965), «Московский ужин» (1966), «Похороны на Таганке» (1967), «Большой интерьер» (1972), «Котельническая набережная» (1972), «Девочка с кошкой» (1973), серия «Калуга» (1977). Оттиски с этих работ находятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее и других музеях страны.

На выставке В Щёлковском историко-художественном музее представлены работы разных лет, посвящённые поэзии повседневности. Темы: семья, Москва, жизнь на тверской земле, в Окатове, — отражены в захаровской станковой графике, в её энергии, в её чёткой, «по-фаворскому», пространственности, в обобщённости формы, в монументальности, в самобытности и лиризме. Русский поэт Лев Мочалов, написавший книгу «Гурий Захаров», назовет его «мастером, вдохнувшим поэзию в графику».

Татьяна Михайловна Соколова (1930-2010). Скульптор, академик Российской академии художеств (2001). Училась в Московском высшем художественно-промышленном училище (Строгановском, 1945-1953) у Г.И. Мотовилова и С.Л. Рабиновича.

Одна из немногих женщин-скульпторов, получивших известность и признание. В течении более чем пятидесятилетней творческой жизни показала себя как мастер, успешно работающий в самых разных жанрах – портрете, декоративно-прикладной и монументальной скульптуре, мелкой пластике и самых различных техниках – дереве, камне, шамоте, металле. Её искусство отличает сочетание игрового начала и театральности с выразительной скульптурной формой.

Автор произведений: «Материнство» (1966), «Портрет художника Г. Ф. Захарова» (1968), «Музыканты» (1969), «Автопортрет в платке» (1972), «Купальщицы» (1974), «А. С. Пушкин» (1975-76), «Весна» (1977), «Беременная» (1979), «Амазонка (автопортрет)» (1980), «Ожидание» (1981), «Настя с букетом» (1984), «Николай Рубцов» (1988), «Сельский мотив III. Встреча» (1990), «Английская королева» (2002-03), «Портрет В. Блиновой» (2004).

Автор монументальных и декоративно-монументальных работ: памятники - П.С. Нахимову (с. Нахимово, Смоленская обл., 1970), Неизвестному солдату (дер. Любец, Владимирская обл., 1970-е), декоративные композиции Туркменская Государственная библиотека, (г. Ашхабад, 1977), санаторий «Белый пароход», озеро Иссык-Куль (1978), Дом советской науки и культуры (г. Берлин, 1987), издательство газеты «Труд» (1989), «Играющие дети» - фонтан (г. Новомосковск, 1980-е); фигуры «Иосиф Волоколамский и Стефан Пермский» на фасаде храма Христа Спасителя в г. Москве (1998).

Работы Соколовой представлены в собраниях Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея и других музеях страны.

Настоящая выставка позволяет оценить разнообразие приёмов, а точнее — расширение устойчиво традиционных возможностей скульптуры в советском искусстве 1970-х годов.

Имя Татьяны Соколовой связывают обычно с именем Гурия Захарова не только потому, что они были супругами, но и потому, что они работали вместе и вместе выставлялись. Их разные виды творчества, графику и скульптуру, по мнению искусствоведов, объединяла ироничность искусства, любовь к натуре, к объекту их творческого замысла.

Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии
или использовать другой.