"Не мёртвая" натура. Выставка живописи, графики, керамики из фондов музея

20/05/2022 - 12/06/2022
На выставке представлены работы российских художников из фондов Щёлковского историко-краеведческого музея и частных коллекций.

«Не мёртвая» натура.

 

Натюрмо́рт (от фр. nature morte — «мёртвая природа») —

изображение неодушевлённых предметов в изобразительном искусстве,

в отличие от портретной, жанровой, исторической и пейзажной тематики.

 

Натюрморт как самостоятельный жанр живописи появился в России в начале XVIII века. Представление о нём первоначально было связано с изображением даров земли и моря, разнообразного мира вещей, окружающих человека. Вплоть до конца XIX века натюрморт, в отличие от портрета и исторической картины, рассматривался в качестве «низшего» жанра. Он существовал, главным образом, как учебная постановка и допускался лишь в ограниченном понимании как живопись цветов и фруктов.

Начало XX века ознаменовалось расцветом русской натюрмортной живописи, впервые обретшей равноправие среди прочих жанров. Стремление художников расширить возможности изобразительного языка сопровождалось активными поисками в области цвета, формы, композиции. Всё это особенно ярко проявилось в натюрморте.

В 1930-1940-е годы развитие натюрмортной живописи приостановилось, но уже с середины 1950-х годов натюрморт переживает в советской живописи новый подъём и с этого времени окончательно и твёрдо встаёт вровень с другими жанрами.

Жанр натюрморта не признаёт повторений, даже если художники изображают одни и те цветы. Он может быть лиричен, как натюрморт Владимира Сундукова «Полевые цветы» или «Фиалки» Елены Ткачёвой, может быть парадным – «Пионы» Виктора Багрова, скромным, как у Натальи Рыкуновой «Масленица», пышным – Денисов «Сирень», постановочным, как у Ольги Волокитиной. Но каждый раз, на любом холсте – натюрморт остается сложной, смысловой и композиционно выверенной картиной, пластические качества которой разнообразят не только цветы на переднем плане, но и задний план, который бывает простым или причудливым. Особняком в этом ряду живописных работ стоят гравюры Марины Лазаревой, выполненные в технике меццо-тинто и цветные многослойные линогравюры Заслуженного художника РСФСР Ирины Воробьёвой. Красоту живописных полотен и графических листов подчёркивают произведения керамического искусства хотьковских художников Анны Воробьёвой (Андриановой), Екатерины Базловой и Анны Филипповой.

Для данной выставки подобраны натюрморты, на которых изображены композиции с цветами, ягодами и фруктами. Художники, авторы представленных работ, очень живо и мастерски, в традиции русской реалистичной школы живописи и графики, в своих работах представили  красоту царства Флоры, эстетику простых обыденных вещей. На их картинах «мёртвая»  натура оживает!

На выставке представлены работы российских художников из фондов Щёлковского историко-краеведческого музея и частных коллекций.

 

Наталья Богданова,

Заслуженный работник культуры Московской области,

директор Щёлковского историко-краеведческого музея

Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии
или использовать другой.