Усадьбы Щёлковского края

22/10/2021 - 30/01/2022
На протяжении XVIII-XIX столетий на территории современного городского округа Щёлково существовало множество дворянских усадеб. Их роль в истории нашей малой родины трудно переоценить - вокруг усадеб была сосредоточена экономическая и культурная жизнь общества.
Усадьбы Щёлковского края

Постройка большинства усадеб относится к XIX веку, но есть и исключения. В частности, усадьба Глинки, принадлежавшая Я. Брюсу, созданная в первой половине XVIII столетия и существующая и по сей день, является старейшей в Подмосковье. Судьба усадеб сложилась очень по-разному. Некоторые из них сохранились до сегодняшнего дня, от других – Петрищево, Рязанцы – остались лишь воспоминания, некоторые (Алмазово, и др.) сохранились лишь частично, например, от них остались церкви флигеля, различные хозяйственные постройки или фрагменты парков.

Всего на территории округа существовало порядка 20 усадеб, каждая из которых представляет собой большой интерес с точки зрения истории и культуры. Некоторые имеют статус объектов культурного наследия федерального значения. В частности, это усадьба Гребнево. Первое упоминание об имении относится к концу XVI века, тогда село Гребнево являлось центром вотчины оружничьего Ивана Грозного Б.Я. Бельского. Архитектурный ансамбль усадьбы, частично сохранившийся до нашего времени, был создан в конце XVIII века, когда усадьба принадлежала Г.И. Бибикову.

Ещё один памятник федерального значения расположен во Фрянове. Это усадебный ансамбль, состоящий из деревянного дома с флигелями и галереями, церкви Собора Иоанна Предтечи и регулярного парка с системой прудов. С 2004 г. в главном доме располагается историко-художественный музей. 

Неподдельный интерес вызывает и усадьба Алмазово. На территории бывшей усадьбы, которая также имеет статус объекта федерального значения, сохранились: двухэтажный дом богадельни, Казанская (Сергиевская) церковь, два флигеля (дома причта) и остатки парка с системой каналов и прудов. Кроме того, к объектам культурного наследия высшего уровня относится Казанская церковь в селе Богослово и Церковь Рождества Богородицы в селе Образцово. Каждая из этих церквей когда-то была частью утраченных на сегодня усадебных комплексов.

Большой интерес представляют собой различные экспонаты: мебель, одежда, посуда и другие предметы быта, которые ярко иллюстрируют время расцвета усадебной жизни. Данные предметы не имеют привязки к конкретной усадьбе, но, являясь историческими артефактами, позволяют погрузиться в атмосферу ушедшей эпохи.

Важной составляющей экспозиции является актуальный в то время предмет женского туалета под названием сорти де баль (фр. Sorti de bal). Так, на французский манер называли накидку без рукавов (иногда с очень широкими рукавами), предназначенную для особого нарядного вычурного фасона платья, на которое нельзя надеть манто или накидку обычного покроя, чтобы его не измять.  Образ дополняют миниатюрная театральная сумочка из металла, щипцы для завивки волос, флаконы из-под духов и прочие предметы туалета.

Внимания заслуживает и тёмно-зелёное платье по моде середины ХIХ века, хоть и является реконструкцией, а не историческим артефактом. Платье передала в дар музею наша землячка – актриса театра и кино, Заслуженная артистка России Людмила Кожевникова. Это платье было сшито специально для съёмки исторического сериала «Институт благородны девиц».

Дворянская досуговая культура включала в себя не только пышные балы и приемы, но и такие повседневные, но не менее приятные занятия, как усадебные чаепития, которые по праву считаются одним из её символов. Во второй половине XVIII столетия чаепитие как составная часть светской жизни породило целую систему сервировки стола множеством специальных предметов. С появлением в Европе фарфора – нового модного и чрезвычайно дорогого материала, он постепенно начинает вытеснять серебро. В России фарфор стали производить со второй половины XVIII века, а русский фарфор в искусствоведении рассматривается как одно из значимых направлений российского декоративно-прикладного искусства. Среди российских производителей фарфора 18 века наиболее известны Императорский фарфоровый завод (Санкт-Петербург), завод Кузнецова (Дулёво) и завод Гарднера (Вербилки), в дальнейшем выкупленный Кузнецовым. Образцы продукции этих производителей можно увидеть в витринах.

Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии
или использовать другой.