Выставка «Женский образ в советском и российском фарфоре»

В российском и советском искусстве фарфоровая скульптура женщины, девушки, девочки занимают одно из главных мест. Художники советского периода создавали простые и лаконичные образы как обычных женщин, живших «по соседству», так и деятелей искусств – певиц, актрис, балерин и др. Скульптурные произведения отличались простотой и чёткостью линий, монументальностью, разнообразием колористической палитры.
Советская фарфоровая скульптура первой половины ХХ века создавалась под непосредственным влиянием политической идеологии. Это особенно ярко просматривается в отдельных деталях, являющихся символами власти, а также в названиях и идеях фарфоровых изделий. Фарфоровые женские образы того времени подчёркивают актуальность тематики, демонстрируют роскошь орнаментальной мотивов и создают оптимистичный настрой. Они отлично поддерживают мироощущение людей своей эпохи, подчёркивая их бесконечное стремление к построению идеально-правильного общества. Женская скульптура и портреты олицетворяют полную политическую и духовную свободу.
Послевоенная скульптура советских фарфоровых заводов отличается своей стилистикой, нежностью композиций, изяществом форм и тенденциями к умеренности в художественном оформлении. Произведения искусства 1960-1970-х отличаются ироничностью. Художники и скульпторы отказываются от излишней детализации, стремясь выявить основное настроение. Именно в это время на многих заводах создаются целые монументальные композиции, где главные роли играют женщины-актрисы, женщины-балерины, женщины сказочные персонажи и литературные героини.
Постсоветская скульптура продолжает традиции советской школы фарфорового искусства и в полной мере отражает место женщины в современном мире, её увлечения, отношение к семье, к самой себе. Образы нашей современницы очень разнообразны и многолики.
Выставка объединила произведения искусства Ленинградского фарфорового завода (в настоящее время – Императорский фарфоровый завод), Дулёвского фарфорового завода, фарфоровых заводов Вербилок и Гжели, Конаковского фарфорового завода, Коростенского и Киевского фарфоровых заводов и других. Среди авторов – скульпторы Бржезицкая А.Д, Гатилова Е.И., Чечулина Г.Д., Золотов Ю.Б., Малышева О.В., Квитницкая Н.Б., Жникруп О.Л., Велихова С.Б., Столбова Г.С. и другие.
Волшебные женские образы в фарфоре будут радовать посетителей Щёлковского историко-художественного музея до 13 марта 2022 года.