Выставка «Чёрно-белая манера»

12/10/2023 - 02/12/2023
Вашему вниманию представлена выставка «Чёрно-белая манера», которая познакомит с уникальной коллекцией печатной графики Щёлковского историко-художественного музея.
Выставка «Чёрно-белая манера»

Выставка изобразительного искусства – всегда большое событие, а экспозиция, погрузившись в которую можно открыть для себя что-то необычное, настоящее – это событие вдвойне.

Вашему вниманию представлена выставка «Чёрно-белая манера», которая познакомит с уникальной коллекцией печатной графики Щёлковского историко-художественного музея.

Язык чёрно-белой гравюры очень ёмок, несмотря на кажущуюся ограниченность изобразительных средств. Вглядитесь – именно такая строгость и скупость способна наиболее точно выразить художественный образ. Зрителю лишь надо довериться художнику-гравёру, и тогда откроется волшебный мир линий, штрихов, полутонов и всевозможных оттенков, рождающих неповторимую музыку. Вы увидите, что простая линия в исполнении большого мастера может очаровать не меньше живописной картины!

Ценность коллекции Щёлковского музея – это собранные за долгие годы эстампы известных мастеров печатной графики Советского периода, а также наших современников, продолжающих создавать свои гравюры.

Многие имена уже вошли в Золотой фонд графического искусства и пополнили коллекции крупных музеев. Среди них – недавно ушедший из жизни замечательный ксилограф, народный художник С. М. Харламов, долгие годы руководивший  Московским областным союзом художников; заслуженный художник РСФСР и академик АХ СССР  Г. Ф. Захаров, работавший в технике  офорта, линогравюры  и создавший огромные, новаторские графические «полотна» в этих техниках. Вас, бесспорно, очаруют своей задушевностью портреты жителей уходящей русской деревни в небольших, интимных офортах заслуженного художника О.А. Коняшина. Особо хочется отметить эстампы В.А. Самарина, который кроме офорта и линогравюры  работал в редкой и очень сложной технике меццо-тинто. Яркими представителями Советской реалистической школы также были наши дорогие ветераны Великой Отечественной войны: заслуженный художник В.И. Андрушкевич и Я.И. Потапов. 

Удивительны и по-женски задушевны жанровые линогравюры и литографии Г.П. Завьяловой, которая больше была известна современникам как тончайший портретист. Линогравюры Н.В. Алисова и С.С. Афанасьева отражают соцреализм  в  классическом виде и перенесут вас в трудовые будни родной страны. Графические листы заслуженного художника РСФСР И.Н. Воробьёвой известны многим любителям графики, особенно в городе Щёлково, в музее которого собраны и хранятся лучшие её произведения – литографии, гравюры на картоне и рисунки. Обратит на себя внимание и офортист С.П. Заровный, который прожил короткую жизнь, но оставил заметный след своими динамичными композициями, используя  сложные приёмы травления и вводя цветовые акценты. С середины 1970-х годов Заровный руководил офортной мастерской на творческой даче «Сенеж». Возможно, открытием для многих станет имя художницы Р.Н. Зелинской-Платэ, представленной на выставке довольно редкой литографией. Но даже в этом пробном оттиске чувствуется рука большого мастера рисунка. Хочется подчеркнуть, что Третьяковская галерея торжественно отметила выставкой её 90-летие в 2000 году.

Среди ныне живущих графиков необходимо выделить офорты народного художника, академика РАХ В.Ю. Желвакова, поражающие своей грандиозностью, мощью и космической фантазией. В иное, более привычное пространство, погружают нас эстампы заслуженного художника-анималиста И.Н. Маковеевой, легко узнаваемые по её стилю, выполненные в технике сухой иглы. А.В. Пятков работает в офорте, также, как и его отец, заслуженный художник В.И. Пятков, они представлены в экспозиции архитектурными пейзажами русских городов. На выставке вы также увидите эстампы художника-гравёра М.В. Лазаревой, продолжающей дело своего учителя В.А. Самарина. Она работает в трудоёмких графических техниках: резцовой гравюре на меди и меццо-тинто, которые в наше время почти не встречаются.

Как хорошо, если вы почувствуете и сможете полюбить гравюру! Настоящий мастер переносит на доску свою индивидуальность, темперамент, интеллект и вдохновение, а оттиски, напечатанные автором, несут эту подлинную красоту людям.

В заключении хочется сказать, что счастлив тот человек, который научился ценить эту скупую, своеобразную прелесть игры света и тени, кто сумел почувствовать в чёрно-белой манере всё богатство и разнообразие жизни!

 

                                                                                                                                     М.В. Лазарева

Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии
или использовать другой.